балет на музыку
Владимира Горлинского (2024)

дирижер-постановщик
Максим Козлов
хореограф-постановщик
Антон Пимонов
костюмы
Елена Трубецкова
свет
Константин Бинкин
куратор постановки
Анастасия Прошутинская
продюсеры
Екатерина Архипова
Кира Берман
Анастасия Квашнина
Ксения Макшанцева
Катерина Шаталова

заказ и совместная постановка
Дома культуры «ГЭС-2» (Москва)
и театра «Урал Опера Балет»

премьера в Москве
состоялась 19 апреля 2024

продолжительность 30 минут
Первый опыт работы московского
Дома культуры «ГЭС-2» с академической балетной труппой. Анастасия Прошутинская, куратор танцевальной программы «ГЭС-2», предложила екатеринбургским артистам и хореографу Антону Пимонову экстремальную для балета ситуацию – отсутствие сцены, рампы и расстояния между
зрителями и артистами. Работа впервые показана
в апреле 2024 года в Доме культуры в открытом пространстве Проспекта. Название означает хрупкость, структурность, переход уязвимости в силу – формула, предложенная композитором Владимир Горлинским, может восприниматься как синопсис балета.
графит – это хрупкость, структурность, переход уязвимости в силу –
формула, предложенная композитором
владимиром горлинским, может восприниматься как синопсис балета.
Антон Пимонов

В 1999 году окончил Академию русского балета имени А. Я. Вагановой
(класс Юрия Умрихина) и принят
в Мариинский театр. Исполнял сольные партии в балетах Петипа, Горского, Баланчина, Форсайта, в российских премьерах Нижинской, Макмиллана, Ноймайера, Прельжокажа. Первый исполнитель в постановках Лакотта, Ратманского, Симонова, Мирошниченко. Дебютировал как хореограф в 2012 году
в Мариинском.

Также ставил в Театре балета имени Леонида Якобсона в Петербурге, «Балете Москва», Пермском хореографическом колледже, Большом театре России, Баварском балете в Мюнхене.

В 2020–2023 руководитель балетной труппы Пермского театра оперы
и балета.

В 2017–2020 и с мая 2024 –
заместитель художественного руководителя и хореограф-резидент
Урал Балета. Здесь поставил балеты Любовные песни (в новой редакции
идет под названием Brahms Party)
и Венгерские танцы на музыку Брамса, Конёк-горбунок Королёва (вместе
со Славой Самодуровым).

Балет Скрипичный концерт № 2
в Мариинском принес ему Российскую национальную театральную премию «Золотая Маска» в номинации «балет – работа балетмейстера/хореографа» (2017).
Владимир Горлинский

Окончил Московскую консерваторию (класс профессора Владимира Тарнопольского). Посещал мастер-классы композиторов Беата Фуррера, Петера Аблингера, Брайана Фернихоу, Рафаэля Сендо, Филиппа Леру, Жоржа Апергиса. Стажировался в академии Impuls
в австрийском Граце, на Летних курсах новой музыки в Дармштадте
и на композиторском семинаре
ансамбля IEMA в Германии.

Пьесы исполнялись на Венецианской биеннале, Gaudeamus Muziekweek, Acht Brücken, Авиньонском фестивале, Международной академии новой музыки
в Дармштадте. Среди исполнителей – ансамбли Klangforum Wien (Австрия), Ensemble Modern, KNM Berlin (Германия), Nikel (Израиль), Nadar (Бельгия), Vertixe Sonora (Испания), KontraTrio (Швейцария), Insomnio, Eriprijs (Нидерланды), Nostri Temporis (Украина), «Студия новой музыки», eNsemble, Московский ансамбль современной музыки, Российский национальный оркестр.

Сотрудничал как перформер и композитор с Электротеатром «Станиславский», Театром Ермоловой, Театром на Бронной, театром «Современник», Большим драматическим театром имени Товстоногова. В 2023-м выступил одним
из кураторов хореографической программы фестиваля Context. Diana Vishneva. В 2023 по заказу Пермской оперы написал пролог и эпилог La Voix (Голос) к опере Пуленка Человеческий голос.

Лауреат международных конкурсов: имени Шнитке (Москва, 2002), имени Юргенсона (Москва, 2007), Rostrum (Дублин, 2008), академии Impuls (Грац, 2011). Лауреат программы Aksenov Family Foundation «Русская музыка 2.1» (2021).
балет разрушаем. в том числе потому, что его исполняют очень натренированные, но живые люди. давайте это наконец признаем. лучшие отличаются тем, что знают,
в чем их особость, не пытаются игнорировать реальность, делают ее частью своего мира. простая мысль
в целом. для балета – почти что революция гуманизма
и стойкости в одном флаконе.

тата боева
masters journal
партии готовят

Ризван Абдулкеримов
Арслан Бикметов
Александр Бородин
Анна Власюк
Михаил Волков
Елена Глушакова
Анна Домке
Анастасия Кержеманкина
Игорь Король
Анфиса Леготина
Виктор Магурин
Анна Меликян
Варвара Пугачёва
Глеб Сагеев
Юлия Селькова
Ассия Султанова
Томоха Терада
Долгуун Хаш-Эрдэнэ
Михаил Хушутин
Владимира Горлинского сложно назвать новичком в театре. Десять лет его биографии связаны с московским Электротеатром «Станиславский»,
где он работал со множеством режиссеров, от Бориса Юхананова
до Хайнера Гёббельса, сочинял партитуры, выступал в качестве саунд-дизайнера, перформера, дирижера
и даже актера. Написав музыку
к десятку драматических спектаклей, Горлинский до недавнего времени
не обращался к опере и балету.
Отчасти это связано с его интересами
и поисками, которые вели прочь
от большого академического искусства
к андеграундной импровизационной сцене.

Импровизация похожа на путешествие
в незнакомые земли: она позволяет вырваться из тюремной клетки нотации
и освоить маргинальные области звука, которыми пренебрегает классическое искусство. Импровизатор нащупывает музыку здесь и сейчас без опоры
на авторский текст, ориентируясь исключительно на свой слух
и ощущения. Заготовленные формулы могут измениться от новой переменной. Радикальная открытость импровизатора оборачивается его уязвимостью.

Для Горлинского всегда остро стоит вопрос о выборе музыкального инструмента, и этот ответы он формулирует совсем не стандартно. Инструмент, по его убеждению,
не ограничивается физическим звучащим объектом, но продолжается
в личных отношениях исполнителя с ним. Опыт игры, мышечная память, природа звукоизвлечения – от этого зависит,
как будет складываться взаимная связь,
и не имеет значения, профессионал
вы или нет. Музыка Горлинского предполагает особый режим тактильности.

Работа с пространством – еще одно слагаемое, без которого не полон композиторский универсум Горлинского. Пространственная музыка предполагает чуткое внимание к локации, где будет звучать произведение, а еще особое применение полифонии, когда исполнители разделены между собой значительной дистанцией. Отказ
от привычной концертной ситуации,
когда музыканты находятся на сцене,
а слушатели сидят перед ними в зале, позволяет композитору поменять базовые настройки, добавить элемент игры, чтобы, в конечном счете, сломать инерцию восприятия.

Чувственность, уязвимость, игра, горизонтальность, случайность – вещи, которые так характерны для музыки Горлинского, сложно совместимы
с классическим танцем. Возможно, поэтому балетный дебют Горлинского, спектакль «Графит», построен вокруг
идеи хрупкости. Графит – мягчайший минерал в природе, однако
под давлением он превращается
в невероятно твердый алмаз. По словам композитора и его соавтора, хореографа Антона Пимонова,
их абстрактный балет сконструирован по той же логике: достигнув наивысшей точки, хрупкость трансформируется
в силу.

Графит появился в коллаборации столичного Дома культуры ГЭС-2
и Урал Оперы. Весной 2024 года спектакль был впервые показан
на Проспекте – центральном нефе бывшей электростанции, после реконструкции похожей на храм.
Сочиняя балет, Горлинский ориентировался в первую очередь
на геометрию пространства, где нет деления на сцену и зрительный зал. Десять музыкантов были рассредоточены по разным концам Проспекта: возникал стереофонический эффект, словно публика находится внутри звучащей партитуры.
В Урал Опере, здании с классической театральной архитектурой, часть акустических эффектов пропадает: музыканты находятся в оркестровой яме, кроме двух исполнителей
на ударных, расположенных в боковых ложах. Для авторов важнее то, что музыка и хореография «Графита» перенесет в театр энергетику другого пространства.

Горлинский отказался от оркестра
в пользу компактного ансамбля
с участием альт-саксофона
и электронного пианино, которые добавляют микстового, джазового звучания. Почти каждый музыкант снабжен набором видовых инструментов или специальными девайсами, изменяющими привычные тембры до неузнаваемости. Специально для балета Горлинский и его ассистент-технолог Роман Жауров сконструировали две шумовые брумстик-машины: DIY-инструмент (от английского do it yourself, «сделай сам») представляет собой раму с натянутыми струнами
и управляющим рычагом.

Музыку «Графита» Горлинский мыслил
как серию звуковых механизмов. Балет начинается с ударов литавр и звучания брумстик-машин. По задумке автора, перкуссия играет здесь роль метронома, разогревающего пространство. Получив импульс, звенья конструкции приходят
в движение и начинают передавать энергию дальше. В первой сцене музыкальный механизм задает танцовщикам рубленый регулярный пульс, затем от эпизода к эпизоду стальные шестеренки стираются.

Третью сцену, сердцевину балета,
по привычке можно назвать лирической кульминацией, однако здесь нет и следа драмы – только холодная красота, присущая бесчувственной природе.
В каждом произведении Горлинского есть, как это называет композитор, метапереход – момент, когда происходит «поворот ключа», качественное изменение системы.
В балете Графит, вероятно, он происходит именно в третьей части: кристалл обнажен, его блеск передают восходящие арпеджио флейты
и электропианино, в сплошном потоке звуков нет акцентов и жесткого дансантного ритма. Дойдя до высшей точки хрупкости, в финальных сценах композитор строит новый механизм:
из техногенных шумов постепенно появляется новый пульс. Мягкий графит превращается в алмаз, хрупкость –
в силу, как и было сказано.

Элина Андрианова
владимир
горллинский
Константин Бинкин
художник по свету
Окончил Российский государственный институт сценических искусств
в Петербурге по специальности «художник-технолог сцены» в 2014,
там же обучался по специальности «художник по свету» на курсе Владимира Лукасевича.

Художник по свету спектаклей Мариинского театра, Пермской оперы, Большого театра России, Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, «Балета Москва». Создал световые партитуры симфонических концертов
в Доме культуры «ГЭС-2» в Москве, драматических спектаклей в БДТ имени Товстоногова и Театре имени Ленсовета
в Петербурге, театре «Старый дом»
в Новосибирске. За рубежом оформлял балеты и оперы на сценах Великобритании, Италии, Германии, США, а также на фестивале Origen Festival Cultural в Швейцарии. В Урал Опере работал над спектаклями Увертюра, Любовные песни, Приказ короля, L. A. D., Сказки Перро.
Елена Трубецкова
художник по костюмам (Графит)
Училась в Лицее искусств имени Дягилева в Екатеринбурге и Пермском хореографическом училище. В 1998 году принята в балетную труппу Урал Оперы.
В 2017-м завершила карьеру в ранге балерины и продолжила работу в театре как художник-технолог по костюмам.

Художник по костюмам балетов Неаполь
и Сильфида Бурнонвиля, Видение розы Фокина, Увертюра и Танцеметрия Булыцына, Brahms Party и Венгерские танцы Пимонова, Полдень Петрова, Песок Хлебникова, Sextus Propertius Самодурова. Адаптировала эскизы Каринской для российский премьеры Вальпургиевой ночи Джорджа Баланчина. Автор костюмов для мастерской
«Dance-платформа» и гала-концертов Урал Балета, выступления солистов труппы в шоу «Большой балет» на канале «Россия-Культура».

Работала с хореографами Анной Щеклеиной и Александром Фроловым (танцевальная компания Zonk’a). Создала костюмы для спектакля Ave Ever
на фестивале Context Дианы Вишневой.
В Мариинском театре оформила балеты Максима Петрова Русские тупики II
и Послеполуденный отдых фавна. Автор костюмов к балетам Славы Самодурова Ultima Thule в Пермской опере и 598 тактов в Балете Якобсона.
Игорь Домашкевич
видеохудожник
В 2018 году окончил магистратуру Университета ИТМО в Петербурге по направлению «Световой дизайн». С 2021 года работает как видеохудожник. Выпускал спектакли в Чехов-центре, МХТ имени Чехова, Театре Ленсовета; Большом драматическом театре имени Товстоногова, Александринском театре. Работы в музыкальном театре: Бал-маскарад в Пермской опере, Триумф Времени и Разочарования (совместная постановка Дягилевского фестиваля
и Нижегородской оперы), Синяя птица
в Детском музыкальном театре «Зазеркалье», балеты Двенадцать
в Мариинском театре и Терезин. Квартет в Нижегородской опере. В Урал Опере работает впервые.
Create a website